ЗАПИСКИ ІНТЕЛЕКТУАЛА. НАЙВЕЛИЧНІШІ БАЛЕТИ СВІТУ З АРТУРОМ ГАСПАРОМ

Share on Facebook

Текст та інтерв’ю: Дмитро Томіленко
Фото: Алла Коршак

ЧАРУЮЧЕ, ВИШУКАНО, БОЖЕСТВЕННО І ПРОСТО НЕПЕРЕВЕРШЕНО – УСІ ДИФІРАМБИ У СЬОГОДНІШНІХ ЗАПИСКАХ ІНТЕЛЕКТУАЛА – БАЛЕТУ. МИ ЗУСТРІЛИСЯ З АРТУРОМ ГАСПАРОМ У ЗАТИШНІЙ КАВ’ЯРНІ, ЩОБ ПОГОВОРИТИ ПРО НАШЕ З НИМ УЛЮБЛЕНЕ МИСТЕЦТВО – БАЛЕТ. ЧЕРГОВИЙ ТОП ЗІ СВІТУ ТАНЦЮ, ІСТОРІЯ З ЖИТТЯ ВІДОМОГО АРТИСТА БАЛЕТУ НА СЦЕНІ ТА В REAL LIFE, ТЕ, ЩО ВАРТО ДИВИТИСЬ В ТЕАТРАХ, І НОВИЙ ДОТИК ДО ПРЕКРАСНОГО.

Доволі нетривіально з Артуром Гаспаром ми поговорили не про гурт KAZAKY, а про його покликання серця і душі – балет. Історія почнеться з шестирічного хлопчика, який пройшов довгий шлях через балетні школи Єревану, Петербурга, Москви, далекі закордонні гастролі і нарешті переїхав у Київ, де радував наше око в Національному театрі опери та балету імені Тараса Шевченка.

Когда ты начал заниматься балетом? Я не мечтал об этом и даже не думал стать танцором. В шесть лет ничего такого в принципе не осознаешь, не понимаешь. Просто видишь, что красивое, а что не красивое. Но я очень хорошо помню этот день. Мама решила отвести сестру в хореографическое училище на экзамен, а я просто пошел за компанию. Я помню как на первом этаже было много детей, всех одевали в балетки, трико, и получилось так, что я смешался с детьми и поднялся наверх, на второй этаж. Я там заблудился, ходил в одиночку, а девочки, которые там учились, увидели меня и начали спрашивать: «А что ты тут делаешь? Ну-ка давай быстро в зал!» – они меня взяли за руку и отвели в зал, где проходил просмотр. Там было много детей, жюри, учителя, директора, где проверяли детей на их «пригодность» к балету. Я там крутился, вертелся у станка, просто развлекался. И меня позвали, подняли ноги, выворотность посмотрели, спину, написали какую-то бумагу, дали мне в руки и сказали: «Спускайся вниз». Я спустился, мама была в панике – и тут видит, что меня приняли в хореографическое училище. Спустя пять минут спустилась моя сестра и сказала, что её не взяли. Это было очень смешно, но с другой стороны очень грустно, ведь сестра девочка, а мама хотела, чтобы она стала балериной.

Это была балетная школа? Хореографическое училище. Меня приняли и в ближайший год я должен был просто посещать три раза в неделю по часу подготовительные уроки. Параллельно я поступил в обычную школу, но уже со второго класса я полностью перешел в училище. Там я учился до восьмого класса.

IMG_1403

Мечтал ли ты уехать учиться за границу? У меня была мечта переехать учиться в Академию русского балета в Петербурге. Это лучшая академия балета в мире, где по методике Вагановой будущий артист приобретает особенную пластику отличающуюся от других школ. Там учаться люди со всего мира: в основном Россия, Украина, но также и Япония, Бразилия… Я помечтал год – и действительно чудесным образом попал в академию. Я не должен был туда ехать: мне отказали сначала, сказали, что у них мест нет. Из Армении на тот период там учились два парня, мои одноклассники, которые приехали туда на год раньше. Тереза Грачевна Григорян (директор хореографического училища в Ереване  прим. ред.), народная артистка Армении мне сказала, что, к сожалению, не получится. Естественно, у меня был сильный стресс, да и мама за меня переживала. Мы знали, что будущего в Армении в балете нет, об этом можно забыть. Чудесным образом мои друзья вернулись на каникулы и оказалось, что мой один друг отказался ехать на следующий год учиться: он решил уехать, по-моему, в Швейцарию. И Грачевна Григорян позвонила! Вот она мне и сказала, мол, ты едешь вместо него и, словно за руку отвела в Петербург. Самый яркий период моей жизни, связанный с балетом. Именно в Санкт-Петербурге я почувствовал исторический, настоящий балетный дух. Классика для меня что-то такое волшебное, просто невероятное, очень ценное.

Я там учился два года. Конечно, мне было мало. Я хотел бы еще, но, к сожалению, они не могли меня оставить, потому что законы менялись, и я должен был платить как иностранец. Естественно, у нас не было таких космических денег. Иностранцы там учились, некоторые были действительно состоятельными, но за многих платило государство. Я не могу сказать, что они были суперталантливыми. На самом деле многие из них уже сейчас в балете и не танцуют, по Фейсбуку я вижу, что они все уже в разных каких-то профессиях, то есть вообще с танцами не связаны. Хотя государство на тот момент выделяло деньги, чтобы они учились в такой академии.

А за тебя государство не платило эти два года? Нет. За меня вообще никто не платил. У нас дружеские все-таки отношения с Россией. Наш директор – женщина, которая за каждого ученика готова была бороться, отдать все! Она была очень уважаемая в Академии в Петербурге, ее знали везде, она была народной артисткой Армении, так что ей шли на уступки, соглашались на некоторые фантастические вещи… Я был последним парнем из Армении, который учился в Академии русского балета в Питере.

IMG_1404

А после академии… театр оперы и балета? Это был 2003 год. Я окончил академию и, конечно, я очень хотел остаться в Петербурге. Я был влюблен в Мариинский в Петербурге, в их легендарный питерский балетный дух. Не могу сказать, что в Москве так или в Киеве. Но после выпуска я уехал в Москву, потому что там у меня родственники, и мне было где жить. В Петербурге меня пригласили на работу в несколько театров – в Малый и в Мариинский, но я не смог принять их предложения, так как мне не было где обитать. Так что у меня не было выбора: оставалось жить у родственников, пока я не встану на ноги.

И первым театром был…? Первым театром был Московский государственный академический театр классического балета имени Н. Касаткиной и В. Васильева. Он считается вторым по уровню после Большого. Я проработал там пять лет.

Ты хотел уехать работать за границу? Я хотел уехать в Америку, работать там. Я поступил в этот театр, чтобы через год уехать с ними на гастроли в Америку и остаться там. Но через год меня не взяли на гастроли, и мне пришлось еще задержаться. В итоге за эти два года я поездил по всему миру, и когда приехал в Америку, я понял, что пока не готов остаться, что я все-таки вернусь. После того я еще четыре раза ездил в Америку и как-то вот передумал.

Когда ты переехал в Киев? На самом деле получилось так, что я хотел что-то изменить в жизни и переехать, так как устал от Москвы. У меня уже было приглашение в Америку, рабочая виза, все было готово, но… Я переехал в Киев, у нас были гастроли, балет «Спартак», мы выступали во дворце «Украина». Я остался в Киеве и влюбился в этот город. Здесь атмосфера дружелюбная, климат классный, город красивый, люди добрые, театр превосходный, все было просто потрясающе. И друг мне посоветовал подумать, хочу ли я уехать в Америку или почему бы мне не поработать в Киеве в Национальной опере. Это тоже в принципе изменение, что-то новое. Я подумал, что, конечно, в Америке далеко от близких, от друзей. И я переехал в Киев. Присмотрел место в оперном театре, меня сразу взяли, я очень понравился руководителям. Они тоже нуждались в хороших танцорах. Там я проработал два года.

Давай перейдём к главной нашей теме – ТОП-10 балетов. Есть классические, старые балеты или новые, есть новые классические, новые современные… Но если взять мой любимый, то это “Баядерка”. Очень нравится музыка, потрясающая картинка – настолько яркая! Музыку обожаю – я мог просто по сто раз прослушивать одну и ту же вариацию.

Ты танцевал в “Баядерке”? Нет, в “Баядерке” я ни разу не танцевал, к сожалению. В том театре, где я работал в Москве, в репертуаре не было “Баядерки”. А в Киевской опере тоже не танцевал, просто не попадал в состав. Я танцевал сольные партии, а они на тот момент уже были забиты.

Второй мой любимый балет – это “Жизель”. Его я увидел еще в детстве в Армении и был глубоко потрясен этой историей трагической любви. И до сих пор каждый раз, когда я его смотрю, все это переживаю заново. Хорошо, что до сих пор идет избранная классика в театрах оперы и балета.

А с нашумевшого, попсового? Чайковского? Я на самом деле столько танцевал “Щелкунчика”, столько, что я не могу сказать, что это мой любимый балет.

Но мы же его внесем в ТОП? Да. Потому что мы уважаем Чайковского!

Ты танцевал “Щелкунчика” в Московском? Да, в Московском… Знаешь, давай все-таки третье место – “Ромео и Джульетта” Прокофьева. К сожалению, Ромео я не танцевал, я танцевал Меркуцио, но мне очень нравилась эта роль. Меня убивали – целая сцена смерти, как я умираю, как я истощаюсь.

Четвертое место – “Шахерезада”, Римский-Корсаков. Я в Москве танцевал Золотого раба.

Пятое место“Корсар”

шестое место… Трудно сказать с местами, так что я буду говорить просто десятку. Из современных – Баланчин, “Драгоценности”, балет, в котором нет никакого сценария и сюжета. Просто все отточено на эстетике танца, на руках, движениях. Это идеальный вариант для простого зрителя: не углубляться, не искать сюжет, а просто смотреть на танец. Шикарный балет.

Ты Чайковского игнорируешь? Ну давай “Лебединое озеро”.

Ты танцевал? Да. Па-де-труа танцевал, Шута танцевал.

Потом “Золушка”, я танцевал Принца в Москве. Очень красивая музыка.

Ну и “Щелкунчик”, конечно. Что бы я не говорил, когда я слышу “Розовый вальс”, это все-таки невероятные ощущения, очень красивая музыка, большое адажио.

А “Спящая красавица”? Я танцевал, но не Принца. Не могу сказать, что это мой любимый балет, я к нему совершенно спокойно отношусь.

Спартак” очень люблю, красивая музыка.

“Дон Кихот”? А я не назвал? Я его обожаю, классный балет. Тоже музыка Минкуса, такая живая. Почерк сразу слышно.

Уже двенадцать насобиралось… Сейчас очень много современных постановок. Это здорово, что искусство развивается, но никто не может поспорить с тем, что вышеперечисленные балеты будут идти в ногу со временем. Они всегда будут актуальны. Не могу сказать, что я любитель смотреть старый балет в новой редакции. Все-таки кавер с оригиналом не сравнится.

Почему стоит смотреть балет? Балет не нужно смотреть если не нравится. Это искусство для людей более продвинутых, как и опера. Нужно иметь определённый вкус, чтобы воспринимать такого рода высокое искусство.

Афіша івентів

Афiша Iвентiв

Дякую!

Ми з вами зв'яжемося у найближчий час!